Любые экономические изменения, происходящие в России и мире, неизбежно отражаются на состоянии рынка транспортной логистики, который ощутил на себе влияние экономического кризиса. Однако последние два года транспортно-логистическая отрасль постепенно восстанавливается: объем экспедиторского рынка увеличивается пропорционально росту российской экономики.
Общие тенденции
Рынок транспортной логистики в посткризисный период находится в стадии ремиссии и постепенно стабилизируется. Мировой экономический спад по-своему способствовал оздоровлению отрасли: слабые, неконкурентоспособные компании были вынуждены покинуть рынок, а крупные адаптировались к новым условиям, оптимизируя свои логистические решения и помогая клиентам сохранить их бизнес. В последнее время прослеживается положительная тенденция, связанная с увеличением темпов роста грузооборота: в среднем по рынку – 20-30 %, а в случае наиболее успешных компаний и до 40 %.
2012 год, по прогнозам, будет достаточно спокойным. Сохранится существующая на данный момент тенденция превышения спроса над предложением. Кроме того, развитие экспедиторского рынка будет во многом зависеть от потребителя: интересы клиентов транспортно-логистических компаний по-прежнему будут служить ориентиром для разработки стратегий бизнеса. Определяющими факторами выбора сотрудничества в сфере доставки грузов и отправлений станут высокое качество предоставляемых услуг, широкий пакет логистических решений и опций, а также гибкое ценообразование.
Контейнерные перевозки
Доля контейнерных перевозок в общем объеме перевозок в мире колеблется от 10 до 60 %. Однако российские показатели значительно уступают мировым, объем грузов, перевозимых в контейнерах по сети дорог, в целом, составляет порядка 2-4 % от общего объема грузоперевозок. Тем не менее, глобализация экономики, переориентация на контейнерный способ доставки значительного числа грузопотоков привели к тому, что в настоящий момент в России также можно наблюдать общемировую тенденцию контейнеризации грузоперевозок. Это неудивительно, так как контейнерные перевозки – один из самых удобных и недорогих способов транспортировки грузов.
К очевидным преимуществам контейнерных перевозок можно отнести высокую степень сохранности груза за счет опломбирования, а также возможность перевозки контейнера любым видом транспорта – от железнодорожного до автомобильного. Благодаря широкому выбору типов контейнеров, по железной дороге или на автомобилях можно перевозить практически любой груз (в том числе, скоропортящийся и груз негабаритных размеров). Перевозки негабаритных грузов осуществляются именно контейнерным способом, который признан надежным при доставке нестандартных грузов. Контейнер пломбируется в пункте отправления в присутствии доверенного лица клиента и открывается в пункте доставки. Еще одна особенность контейнерных перевозок – отсутствие необходимости перегружать товары в случае смены вида транспорта.
Номенклатура грузов, которые можно перевозить в контейнере, очень обширна, что в результате делает «универсальные контейнеры» весьма привлекательным способом транспортировки даже для грузовладельцев, ранее использовавших другие виды транспорта. Поскольку контейнеры бывают среднетоннажными (от трех до десяти тонн) и крупнотоннажными (от десяти тонн и более), клиенту предоставляется опция выбора наиболее подходящей единицы. У заказчика появляется возможность платить сумму, адекватную величине перевозимых грузов. Клиентов обычно больше всего интересуют такие критерии, как скорость и качество доставки, широкий пакет решений и дополнительных опций, а также гибкое ценообразование.
Основной приток контейнеров в Россию происходит сегодня через порты, преимущественно северо-западные. Но, как показывает практика, для внутреннего рынка экономичнее и актуальнее перевозка контейнеров смешанными видами транспортов, а также с помощью железнодорожного транспорта.
На данный момент остается актуальной проблема, существенная как для сегмента контейнерных перевозок, так и для всего экспедиторского рынка. Связана она со сложностями в сфере таможенного контроля. Зачастую груз, который за короткое время преодолевает огромные расстояния, может надолго осесть на российской границе. Казалось бы, всевозможные нововведения, как, например, электронное декларирование, должны облегчить путь груза. Но на практике все не так просто: зачастую сначала приходится заниматься электронным декларированием и выпуском груза, а потом все равно тратить время на оформление бумаг, так как многие банки и налоговая не принимают новые формы.
При качественном таможенном регулировании, нормальном открытии границ рост российской экономики будет на порядок больше. Надежду на позитивные перемены в этой области вселяют создание Таможенного Союза и гармонизация российской экономики с принципами ВТО и ЕС.
Подводя итоги, можно сказать, что транспортно-логистический рынок сегодня находится в стадии уверенного посткризисного восстановления. И успеха в бизнесе добьются прежде всего те компании, которые смогут грамотно оптимизировать свои расходы, активно использовать новые технологии, а также будут постоянно повышать качество своих услуг и своевременно реагировать на запросы клиентов.
Деловой журнала “Контейнерный бизнес”
Март 2012