Согласно постановлению (от 20 декабря 2011 г. N 1051) «о порядке привлечения ОАО «РЖД»… подвижного состава для перевозок грузов и об установлении особого порядка ценообразования на перевозки грузов в указанном подвижном составе» железнодорожники получили возможность заключать агентские договоры и дальше рационально оперировать вагонами собственников. Специалисты отмечают, что по факту работать с ОАО «РЖД» будет небольшой пул крупных операторов подвижного состава, которые в настоящий момент увлеченно поглощают друг друга.
Через несколько лет, когда на рынке останутся пресловутые 5-6 крупных игроков, начнут выстраиваться вертикально интегрированные комплексы с понятными правилами, тарифами, сроками. А так как железная дорога оказывает максимальное влияние на развитие рынка транспортных и логистических услуг, то некоторая неопределенность структурной реформы ОАО «РЖД» на сегодняшний момент создает временные факторы риска для отрасли.
Частные экспедиторские компании на данный момент достаточно эффективно взаимодействуют с государственными транспортными организациями, под которыми подразумеваются ОАО «РЖД» и крупные транспортные компании, однако сложности, связанные с расчетом тарифов, размером предоплаты, подачей вагонов и т.д. возникают постоянно.
Структурные изменения ОАО «РЖД» в итоге должны привести к своеобразному балансу через консолидацию транспортного комплекса. Однако, скорее всего, такая деятельность обречет региональные экспедиторские компании на жесточайшую конкуренцию, так как беспардонно вмешивается в их сложившиеся отношения с клиентурой, причем не всегда с пользой для последних. Для компаний создание таких «монстров» означает только одно – они становятся более конкурентоспособными: теснее работают с клиентами, уменьшают издержки, ведут более рациональную финансовую политику.
(Пресс-служба группы транспортных компаний “Восток”, Контейнерный бизнес. Бюллетень. 12–27 апреля 2012)